ЕВРОПЕЙСКАЯ АСТРОЛОГИЯ

История европейской астрологии. насчитывает несколько тысяч лет. Как свидетельствуют археологические раскопки, наблюдением за небесными светилами народы Европы занимались ещё в каменном веке. Наиболее древним в Европе мегалитическим памятником, который связан с наблюдениями за небом, считается Нью-Грейндж в Ирландии. Самым знаменитым мегалитическим сооружением древней Европы является Стоунхендж, возведённый на Солсберийской равнине в Южной Англии между 1900 и 1600 гг. до н.э. Стоунхендж был построен для того, чтобы следить за движением Солнца и Луны, определять даты равноденствий и солнцестояний, а также удалённость Луны от эклиптики (что, в свою очередь, позволяло предсказывать солнечные и лунные затмения). В регионах Европы, не входящих в состав Византии, астрология, как и многие другие науки, пришла в полный упадок. Христианизация Европы приводила к забвению старых, языческих астрологических практик, тогда как новые астрологические системы не развивались. Возрождение интереса к астрологии в Европе началось приблизительно с XI в. под влиянием арабов. Активное внедрение астрологии в жизнь Западной Европы потребовало философско-мировоззренческого переосмысления "науки о звёздах" с позиций церкви. С интересом относились к астрологии и философы Возрождения, которые выработали особую концепцию связи микро- и макрокосма. В XIV - XVI вв. наблюдается наивысший подъём интереса к астрологии в Европе. В этот период астрологи работают при дворах большинства европейских правителей. Появляются первые печатные астрологические эфемериды, альманахи и календари. В XIII - XVI вв. также работало большое количество знатоков "науки о звёздах", для которых астрология была не просто одной из сфер интереса, но главнейшим занятием жизни. Среди наиболее знаменитых имён - Кампано да Новара (разработавший оригинальную систему деления гороскопа на дома), Гвидо Бонати (наиболее влиятельный астролог XIII в.) ), Мишель Нострадамус (автор знаменитых "Центурий"). XVI в. стал временем наиболее ожесточённых споров об истинности астрологии. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, опубликованный в 1543 г. труд Коперника "О вращениях небесных сфер", обосновывающий концепцию гелиоцентризма, нанёс большой удар по представлениям о Земле как средоточии космических влияний: астрология, как учение, основывающееся на геоцентрической системе, стала казаться "ненаучной". Во-вторых, XVI в. был также веком Реформации и контр-Реформации, когда католическая церковь стала особенно активно бороться с ересями. Астрология получила распространение и в Восточной Европе. Центром астрологических знаний в этом регионе была в XV - XVII вв. Польша. Главной "кузницей" астрологических кадров была Краковская академия (Краковский университет), в которой существовала самостоятельная кафедра астрологии. В XVIII в. среди профессоров математической группы Краковской академии самое видное место занимал т.наз. Regius Astrologus (Королевский астролог), главной обязанностью которого являлось утверждение календарей с астрологическими предсказаниями. XVI - XVII вв. - время активного проявления трёх конфликтующих друг с другом сил в европейской культуре. Церковь и государство объединёнными усилиями наступали на народную культуру (в т.ч. и на астрологические представления), результатом чего были, в частности, знаменитые гонения на ведьм. В результате этой борьбы трёх сил победила наука, достижения которой вскоре стали всем очевидны, и их стало уже невозможно отрицать. Церкви эта борьба стоила определённых жертв, но благодаря постулату "двух истин" (говорящему о различии научного и религиозного пути познания) она также сумела выйти из кризиса. Астрологию же стали считать отжившей свой век, ибо принцип геоцентризма, на котором она базировалась, доказал свою несостоятельность, а принцип всемирной симпатии уступил место механистическому представлению о мире. Окончательно доверие к астрологии среди трезвомыслящих людей было утрачено с открытием в конце XVIII в. Урана, а затем и других планет, не нашедших места в идущей из античной науки теории планет. В начале XIX в. была закрыта последняя университетская кафедра астрологии в Европе, и "наука о звёздах" стала считаться лишь одним из суеверий. Однако не следует упускать из виду, что резкое снижение популярности астрологии (прежде всего, в научных кругах) не означало окончательного ухода астрологических представлений в прошлое. Образно говоря, ветер перемен снёс только крышу со здания астрологии, фундамент же и нижние этажи остались целы, это не поколебало здания "науки о звёздах", прежде всего потому, что она изучает влияния космоса на Землю и на существ, которые живут на ней, а не на Солнце. Какой при этом воспользоваться астрономической теорией расчётов, ей не так уж важно. Заметим, что самим создателям новой механистической науки - Тихо Браге, Иоганну Кеплеру, Исааку Ньютону - их открытия ничуть не мешали серьёзно заниматься астрологией (особенно велик вклад в теорию астрологии И.Кеплера). Характерно, что такой последовательный представитель материализма и механистического детерминизма, как Б.Спиноза (1632 - 1677) был известен и как искусный астролог - он много работал с гороскопами, изучая влияние аспектов Меркурия и Юпитера в связи с коммерческой деятельностью. Открытие новых планет также не привело к крушению астрологии: влиянию этих планет были найдены соответствия, а сам факт их открытия стал интерпретироваться астрологами как возможность выйти на более глубокий слой причин событий на Земле. В XVII в. астрология всё ещё играла важную роль в научных представлениях и жизни общества и занятие астрологией в XVII в. ещё не стало считаться недопустимым для серьёзного учёного.В Италии работал астроном, астролог и математик Андреа Арголи (1570 - 1657). Он руководил кафедрой математики в Сапиенце (Ватикан), рассчитал и опубликовал астрологические эфемериды, ставшие основой его долговременной славы. В Англии самым знаменитым астрологом XVII в. был Уильям Лилли (1602 - 1681). Одно время он консультировал короля Карла I (1625 - 1649). В те же годы жил Николас Кальпепер (1616 - 1654), выдающийся знаток медицинской астрологии, автор популярной книги по астрологическому траволечению. После смерти Лилли самым известным астрологом Британии стал Джон Партридж (1643-1715). Партриджа называют последним великим астрологом XVII в., поскольку после его смерти астрология на европейском континенте пришла в упадок, который продлился более ста лет. Наиболее долго астрология продолжала сохранять свои позиции в Германии. Мало известен тот факт, что знаменитый немецкий философ Г.В.Лейбниц (1646 - 1716) с 1676 г. до конца жизни работал астрологом (а также придворным библиотекарем и историографом) при дворе ганноверских герцогов. Он создал систему астрометеорологии, не утратившую своего значения до наших дней, составил гороскопы всем князьям Ганноверского герцогства своего времени. Выдающийся немецкий мыслитель и поэт И.В. фон Гёте (1749-1832) серьёзно интересовался астрологией. Известно, что он определил точное время своего рождения (что необходимо при тщательной работе с гороскопом), составлял гороскопы друзьям. Разработанная Гёте теория цвета также имеет одним из источников астрологические теории. В целом, европейская астрология в XVIII - начале XIX вв. исчезла из мира академической науки. Однако она не умерла, а продолжала существовать в народе и в эзотерических кругах. Центром нового возрождения астрологии в Европе стала Великобритания. Спустя 101 год после смерти Партриджа, в 1816 г. Джеймсом Уилсоном было написано подробное руководство "Полный словарь по астрологии", по сей день считающееся образцовым справочником по традиционной птолемеевской астрологии.


другие страницы


Дизайн и сопровождение © SE@RCHER 2005